Бактериальный вагиноз (анаэробный вагиноз, неспецифический бактериальный вагинит; устаревшие названия - синонимы: гарднереллёз, гарднереллёзный вагинит) - заболевание женских половых органов со специфическими выделениями из влагалища, часто с характерным запахом. Вызывается бактериальный вагиноз множеством видов микроорганизмов, но от вагинита отличается тем, что при вагинозе нет признаков воспаления.

Сам бактериальный вагиноз не передается половым путем, но неразборчивость в половых контактах без контрацепции, ранее начало половой жизни - это все значительно влияет на вероятность возникновения бактериального вагиноза. В последнее время многие исследователи склоняются к тому, что бактериальный вагиноз лишь условно может быть отнесено к ЗППП, так как представляет собой одно из частых проявлений нарушения общего гомеостаза.

Причины бактериального вагиноза

Специфических возбудителей бактериального вагиноза не существует. Его вызывают полимикробные комплексы, среди которых встречают гарднереллы и микоплазмы (условно-патогенные микроорганизмы). При бактериальном вагинозе микроорганизмы рода Lactobacillus (существующие в нормальной микрофлоре влагалища) заменяются на ассоциации различных бактерий, в том числе Gardnerella vaginalis, анаэробов (Bacteroides, Prevotella, Porphyromonas, Peptostreptococcus, Mobiluncus) и Mycoplasma hominis. Ранее полагали, что болезнь вызывается гарднереллой на основании идентификации микроорганизма у женщин с бактериальным вагинозом. Однако, было установлено, что более 50% женщин без признаков заболевания оказываются колонизированными гарднереллой.

Помимо гарднерелл в вагинальном секрете женщин с бактериальным вагинозом обнаруживаются в большом количестве анаэробные бактерии: бактероиды, пептококки, пептострептококки. С бактериальным вагинозом также связаны Mobiluncus spp. и Mycoplasma honunis, однако точная роль этих бактерий в этиологии заболевания неизвестна. В процессе метаболизма гарднерелла образует аминокислоты, из которых под влиянием анаэробов образуются летучие амины (путресцин, кадаверин, триэтиламин). Эти амины являются причиной неприятного запаха, напоминающего запах гнилой рыбы.

Причиной бактериального вагиноза может стать:

• чрезмерная подготовка к посещению врача,
  • частое использование мыла при подмывании,
  • частые спринцевания,
  • длительный прием антибактериальных препаратов,
  • нарушение иммунитета,
  • изменение гормонального фона, например, в менопаузе или после аборта,
  • инородные тела во влагалище.

Развитие бактериального вагиноза

Неспецифический бактериальный вагиноз характеризуется значительными изменениями влагалищной флоры и влагалищной среды. Последствием уменьшения или отсутствия физиологических лактобацилл, является недостаточное количество молочной кислоты и повышение рН влагалищной среды. Создавшаяся таким образом нейтральная среда благоприятствует развитию различных патогенных микробов, некоторых анаэробов, а также трихомонад. Считается что грамотрицательные кокки лактобацилл, появляющиеся при влагалищных инфекциях, влияют на развитие патогенных микробов, в частности Gardnerella vaginalis.

Микрофлора влагалища находится под постоянным воздействием организма, а также подвержена некоторым факторам внешней среды. Развитию бактериального вагиноза могут способствовать различные внутренние и внешние факторы:

Внутренние причины развития бактериального вагиноза :

• изменение гормонального статуса;
  • снижение иммунологической реактивности;
  • нарушение микробиоценоза кишечника;
  • предшествующая антибактериальная терапия;
  • перенесенные и сопутствующие воспалительные заболевания моче-половой системы;
  • применение гормональных средств, иммунодепрессантов.

Симптомы бактериального вагиноза

Клинические проявления бактериального вагиноза не имеют характерных признаков. Зачастую единственный симптом бактериального вагиноза - наличие обильных выделений из влагалища с неприятным запахом несвежей рыбы, которые могут беспокоить долгое время. В начале заболевания выделения жидкие белые или сероватые. При течении бактериального вагиноза более 2 лет выделения желто-зеленые и более густые, напоминают творог, пенятся, выделения тягучие и липкие, они равномерно распределены по стенкам влагалища.

При бактериальном вагинозе признаков воспаления - отеков, гиперемии, покраснения влагалища - нет (в отличии от вагинита). Бактериальному вагинозу могут сопутствовать патологии шейки матки - эрозия, цервицит, эктропион, образование рубцов.

Наиболее частые симптомы и признаки бактериального вагиноза:

• обильные однородные кремообразные влагалищные выделения серовато-белого цвета, прилипающие к стенкам влагалища.
  • выделения с неприятным запахом (рыбным), который возникает в результате распада аминов, вырабатываемых анаэробными бактериями.
  • признаки воспаления влагалища (присоединение вагинита) наблюдаются у половины пациенток.
  • иногда появляется вульвовагинальное раздражение в виде зуда и жжения, неприятные ощущения при половом акте.
  • редко - расстройства мочеиспускания и боли в области промежности.

Диагностика бактериального вагиноза

Основной метод диагностики бактериального вагиноза - микроскопия мазков, окрашенных по Грамму. Бактериальный вагиноз необходимо толичать от вагинита, часто пациентки с бактериальным вагинозом годами безуспешно лечатся от несуществующего неспецифического вагинита, при этом используя такие антибактериальные препараты, которые еще более осложняют течение бактериального вагиноза.

Диагностические критерии бактериального вагиноза:

• Обнаружение ключевых клеток;
  • Гомогенные кремообразные влагалищные выделения;
  • Влагалищный рН > 4,5;
  • Аминовый тест.

Как минимум наличие трёх из вышеперечисленных критериев может служить основанием для установления диагноза бактериальный вагиноз

Многие клиницисты, при постановке диагноза полагаются только на наличие Ключевых клеток, но этот признак не столь специфичен, как оценка всех четырёх критериев. Самым доступным, недорогим и точным лабораторным тестом является окраска влагалищного секрета по Граму. Выделение чистой культуры Gardnerella vaginalis не рекомендуется, так как 58% женщин без бактериального вагиноза имеют высокий уровень этих микробов во влагалищном секрете.

Уже по клиническим симптомам можно заподозрить бактериальный вагиноз, особенно если вы длительно и безуспешно лечите так называемое воспаление как традиционными (антибиотики, спринцевания), так и народными средствами (фитотерапия). Постоянные выделения, не поддающиеся лечению - важный признак бактериального вагиноза .

Именно поэтому на приеме у гинеколога вы должны подробно рассказать о течение вашего заболевания (длительность проявления симптомов, когда появились первые симптомы), по поводу каких симптомов обращались к гинекологу ранее и какое проходили лечение, чем лечились в домашних условиях. Вся эта информация необходима врачу для постановки правильного диагноза.

Лечение бактериального вагиноза

Всем женщинам с симптомами бактериального вагиноза необходимо лечение. Также необходимо лечение бессимптомного бактериального вагиноза перед абортами и хирургическими вмешательствами.

На сегодняшний день самое современное - это двухэтапное лечение бактериального вагиноза. Цели лечения - создание благоприятной среды для восстановления нормальной экосистемы влагалища.

Первый этап лечения бактериального вагиноза

На первом этапе проводят местное антибактериальное лечение, снижают pH (назначают для этого молочную кислоту), по показаниям - иммунокорректоры, эстрогены, антигистаминные препараты, простогландины. Для снятия симптомов жжения и зуда назначают анастетики.

Схемы лечения бактериального вагиноза для беременных и небеременных женщин отличаются, причем лечение бактериального вагиноза в первом триместре беременности проводить не рекомендуется, лечение назначается после оценки рисков для матери и плода.

Второй этап лечения бактериального вагиноза

Для лечения используют бактерийные препараты для восстановления микрофлоры влагалища. Лечение эубиотиками начинают через 2-3 дня после окончания лечения антибактериальными средствами.

Проведение второго этапа лечения без первого неэффективно!

При лечении бактериального вагиноза следует проводить лечебные мероприятия, направленные на устранение факторов, способствующих развитию и рецидивированию бактериального вагиноза. При наличии показаний целесообразно использование эубиотиков, биогенных стимуляторов, витаминов и других средств, способствующих нормализации микробиоценоза влагалища и кишечника.

Эффективность лечения бактериального вагиноза оценивается по исчезновению субъективных ощущений, динамике клинических симптомов заболевания, нормализации лабораторных показателей. Первое клинико-лабораторное обследование следует проводить через неделю после завершения лечения бактериального вагиноза, повторное - через 4-6 недель.

Во время лечения бактериального вагиноза и контрольного наблюдения рекомендуется использование барьерных методов контрацепции. Половым партнёрам женщин с бактериальным вагинозом целесообразно обследование и, при необходимости, лечение. Тем не менее, некоторые врачи предпочитают провести такое лечение в случаях упорных или рецидивирующих заболеваний у женщин .

Народные средства лечения бактериального вагиноза

В народной медицине как такового понятия бактериальный вагиноз не существует (название появилось относительно недавно), встречаются лишь народные рецепты лечения выделений из влагалища (белей).Такие распространенные народные средства лечения белей, как содовые спринцевания, спринцевание отварами трав (ромашка, календула и др), применение внутрь противовоспалительных настоев при бактериальном вагинозе лишь облегчают симптомы: снимают зуд и жжение, уменьшают количество белей, но основную проблему народные средства не решают.

Зато народные средства хорошо подходят для поднятия иммунитета - это витаминные чаи и настои, их можно принимать на протяжении всего лечения.

Распространено такое заблуждение, что для восстановления микрофлоры влагалища нужно спринцеваться кефиром - ни в коем случае! В кефире помимо нужных вам бактерий содержется масса нежелательных (в том числе грибы) -это раз, сами спринцевания не дадут развиться нормальной микрофлоре - это 2. В наше время существует масса безопасных и не более дорогих, чем кефир, эубиотиков, которые вам выпишет врач на втором этапе лечения бактериального вагиноза (после обязательного антибактериального лечения).

Осложнеия бактериального вагиноза

Помимо ухудшения качества жизни, осложнением бактериального вагиноза может стать вагинит, способный впоследствии без соответствующего лечения перейти в воспаление органов малого таза, что ведет за собой бесплодие и нарушение менструальной функции.

Именно поэтому так важно пройти лечение при постановке вам диагноза бактериальный вагиноз.

Профилактика бактериального вагиноза

Частым рецидивам бактериального вагиноза способствуют беспорядочные половые связи без использования презерватива или других барьерных средств контрацепции.

При рецидивирующем бактериальном вагинозе помимо общеукрепляющих и иммуностимулирующих мероприятий можно прибегнуть к вакцинации.

Для этого используется вакцина Солко-Триховак, которая создает во влагалище местный иммунитет против развития бактериального вагиноза .

Вакцина вводится трижды внутримышечно с интервалами в 2 недели. Через год показана повторная однократная вакцинация. Такой график вакцинации позволяет создать надежную защиту против инфекции на 2 года. Однако следует предостеречь наших пациенток от самовольного использования препарата Солко-Триховак, так как существует ряд противопоказаний: аллергические заболевания, острые инфекции, болезни крови, почек, иммунодефициты и т. д.

Чтобы предотвратить развитие бактериального вагиноза, необходимы профилактические гинекологические осмотры хотя-бы раз в год для своевременного выявления возбудителей болезни, а если вам хотя бы раз в жизни ставили диагноз бактериальный вагиноз - минимум 2 раза в год.

Все о бактериальном вагинозе и его лечении.

Бактериальный вагиноз: причины его возникновения, признаки и симптомы, эффективные методы диагностики и терапии.

Бактериальный вагиноз при беременности

Бактериальный вагиноз представляет собой патологию слизистых оболочек влагалища, возникающую в результате изменения состава его микрофлоры. Как правило, при наличии данной патологии отмечается значительное снижение количества «полезных» лактобактерий и огромное количество болезнетворных бактерий. Данное заболевание дает о себе знать сильными выделениями, сопровождающимися неприятным запахом из влагалища. В очень редких случаях на фоне данного недуга не наблюдается совершенно никаких симптомов. До сих пор не известна точная причина развития данного заболевания. При всем при этом известны некоторые предрасполагающие факторы, к числу которых можно причислить как прием антибиотических средств, так и различные гормональные нарушения, а также наличие внутриматочной спирали и так далее. Диагностика данной патологии предусматривает выявление кислотности отделяемого влагалища, исследование мазка слизистой оболочки влагалища под микроскопом, а также некоторые другие методы обследования. Терапия данного заболевания предусматривает избавление от болезнетворных бактерий, а также восстановление нормальной микрофлоры влагалища.

Микрофлора влагалища – что это такое?

В состав микрофлоры влагалища каждой здоровой представительницы прекрасного пола входит примерно девяносто девять процентов «полезных» лактобактерий и всего лишь один процент болезнетворных микроорганизмов. В здоровом состоянии развитие болезнетворных бактерий во влагалище женщины сдерживается двумя путями:

• наличием иммунной защиты слизистой оболочки влагалища, непосредственно антителами и иммунными клетками против болезнетворных бактерий
  • наличием лактобактерий, создающих специальную кислую среду во влагалище, которая препятствует росту других микроорганизмов

Какие бактерии способствуют развитию бактериального вагиноза?

В большинстве случаев при наличии данной патологии во влагалище женщины удается выявить такие бактерии как: клебсиеллы. гарднереллы, фузобактерии. бактероиды и некоторые другие. Так как в выделениях влагалища содержатся гарднереллы, очень часто данную патологию именуют также гарднереллезом .

Бактериальный вагиноз – почему он развивается?

На сегодняшний день врачи-специалисты выделяют сразу же несколько факторов, которым свойственно провоцировать развитие данного заболевания, а именно:

• Снижение иммунной защиты организма (в результате какой-либо тяжелой патологии, на фоне ВИЧ-инфекции, сахарного диабета и так далее ). Данные недуги способствуют уменьшению скопления иммунных клеток во влагалище, а также усиливают рост болезнетворных бактерий.
  • Гормональные факторы: женским половым гормонам свойственно воздействовать на состояние микрофлоры влагалища. Данное заболевание практически не отмечается в подростковом возрасте, а также у женщин в момент менопаузы, так как данные периоды сопровождаются снижением общего количества половых гормонов.
  • Бесконтрольное использование антибиотических средств широкого спектра действия мешает росту лактобактерий, а также ускоряет размножение болезнетворных микроорганизмов. В результате - бактериальный вагиноз.
  • Дисбактериоз кишечника – это изменение состава микрофлоры кишечника, что в свою очередь способствует возникновению бактериального вагиноза.
  • Наличие внутриматочной спирали примерно в два раза повышает риск возникновения данной патологии.

Бактериальный вагиноз – передается ли он половым путем?

В ходе многочисленных клинических исследований удалось установить, что данному заболеванию не свойственно передаваться половым путем. И еще, данная патология может наблюдаться даже у тех девушек, которые не живут половой жизнью.

Признаки и симптомы бактериального вагиноза

Примерно в пятидесяти процентах случаев данная патология протекает бессимптомно. Выявить ее в таких случаях удается совершенно случайно во время консультации гинеколога. Выделяют такие признаки и симптомы данной патологии как:

• Зуд в области наружных половых органов.
  • Боль и жжение во время мочеиспускания, а также частое мочеиспускание.
  • Выделения из влагалища: чаще всего они являются обильными и наделены белым либо серым цветом. Запах у выделений весьма неприятный и напоминает запах рыбы. Сразу же после полового акта можно наблюдать увеличение количества выделений. Бывают и такие случаи, когда выделения являются липкими. Плюс ко всему, они наделены желтоватым окрасом и густой консистенцией.
  • Чувство дискомфорта и жжения во время полового акта.

Бактериальный вагиноз – чем он опасен?

Довольно часто при наличии данного недуга у женщины не отмечается ни один из его симптомов. В результате, его удается выявить совершенно случайно. На самом деле в этом и заключается его опасность, так как длительное отсутствие лечения может стать причиной развития как крайне серьезных осложнений беременности и родов, так и преждевременных родов, увеличения частоты инфекционных патологий после родов, рождения малыша с маленькой массой тела, возникновения рака шейки матки. Довольно часто данная патология протекает наряду и с другими недугами слизистой оболочки влагалища, а именно гонореей, вирусными заболеваниями влагалища, хламидиозом и так далее.

Бактериальный вагиноз при беременности

Самой частой причиной развития данного заболевания во время беременности принято считать изменение гормонального фона, в частности повышение уровня гормонов беременности. Данная патология является крайне опасной для всех будущих мамочек, так как может спровоцировать инфекционные осложнения при беременности, преждевременные роды, выкидыш, рождение малыша с низкой массой тела и так далее. Всем беременным женщинам нужно как можно быстрее избавляться от данного недуга. Терапия данного заболевания при беременности может быть назначена и проведена только врачом-специалистом.

Воздействие бактериального вагиноза на здоровье мужчин

Если брать в учет тот факт, что данное заболевание представляет собой влагалищный недуг, у представителей сильного пола оно не наблюдается. Если мужчина регулярно живет половой жизнью с женщиной, страдающей бактериальным вагинозом, тогда велика вероятность того, что очень скоро у него разовьется уретрит – заболевание, сопровождающееся болевыми ощущениями и резями как при мочеиспускании, так и во время семяизвержения. Если симптомы уретрита отсутствуют, значит, мужчина не нуждается в лечение.

Диагностика бактериального вагиноза

Чтобы выявить данную патологию на помощь приходят такие методы исследования как:

• Исследование мазка слизистой оболочки влагалища под микроскопом принято считать одним из самых точных методов диагностики данной патологии. Выявить данную патологию помогают сведения относительно повышения числа болезнетворных бактерий и отсутствия либо уменьшения количества лактобактерий.
  • pH-метрия выделений из влагалища. Если женщина полностью здорова, тогда в ее влагалище отмечается нормальная кислая среда. Если кислотность повышена, значит на лицо бактериальный вагиноз.
  • Аминный тест проводится посредством специального вещества – гидроокиси калия. Данное вещество смешивают с выделениями, полученными из влагалища. В случае если от смеси данных компонентов отходит «рыбный» запах, это является сигналом наличия бактериального вагиноза.
  • Некоторые другие более сложные методы исследования используются только в том случае, если при помощи вышеперечисленных методов не удалось поставить точный диагноз. К иным методам можно причислить определение янтарной кислоты в выделениях, а также определение молочной кислоты в них.

Терапия бактериального вагиноза

Сразу же отметим, что своевременно начатое лечение данного заболевания является очень важным фактором, так как только в этом случае удается предупредить возникновение различных достаточно серьезных осложнений. Терапия данной патологии предусматривает в самую первую очередь уничтожение болезнетворных бактерий. Помимо этого она направлена на восстановление нормальной микрофлоры влагалища. Чтобы избавиться от болезнетворных бактерий врачи-специалисты используют два метода: прием противомикробных таблеток, а также местное использование как гелей, так и вагинальных таблеток, свечей и тому подобное.

Основные лекарственные препараты, используемые для осуществления терапии бактериального вагиноза:

Метронидазол ( Метрогил. Трихопол, Флагил ) помогает остановить рост вредных бактерий. Данного рода лекарственные средства назначаются по пятьсот миллиграмм утром и вечером. Курс лечения составляет семь дней. На фоне использования данных медикаментов о себе могут дать знать такие побочные эффекты как: аллергические реакции, расстройства пищеварения, рвота, тошнота и другие.

Клиндамицин представляет собой антибиотический препарат, которому свойственно подавлять как рост, так и размножение болезнетворных бактерий. Приобрести данный медикамент можно как в форме капсул, так и в виде вагинального крема либо вагинальных свечей. Что касается вагинального крема, то его следует вводить во влагалище при помощи специального аппликатора один раз в сутки перед отходом ко сну. Курс терапии составляет шесть дней.

Метрогил Плюс – лекарственный препарат для местного использования. С его помощью удается не только подавить размножение болезнетворных бактерий, но еще и предотвратить возникновение молочницы. Вагинальный гель Метрогил Плюс используется таким образом: один аппликатор следует вводить во влагалище утром и вечером. Курс лечение составляет пять дней.

К числу высокоэффективных методов терапии данной патологии можно причислить одновременное использование местного лечения и антибактериальных средств в форме таблеток. Самой успешной принято считать следующую схему:

• Таблетки Метронидазол ( Флагил. Клион и другие) по двести пятьдесят миллиграмм дважды в день в течение семи – десяти дней.
  • Вагинальный гель Метрогил. по одному аппликатору дважды в день в течение пяти дней. В данном случае гель Метрогил можно заменить и вагинальными таблетками Трихопол. одну таблетку пятьсот миллиграмм необходимо смочить в теплой воде, после чего ввести во влагалище перед отходом ко сну в течение семи – десяти дней.

Как только болезнетворные бактерии будут устранены, тут же начинают лечение по восстановлению нормальной микрофлоры влагалища. В данной статье мы уже говорили о том, что главными составляющими нормальной микрофлоры принято считать лактобактерии. Что восстановить микрофлору врачи прибегают к помощи пробиотиков.

Пробиотиками именуют лекарственные средства, имеющие в своем составе так называемые «полезные» бактерии, которые помогают женскому организму вести борьбу с болезнетворными бактериями. К числу данных медикаментов можно отнести:

• Линекс – выпускается в форме капсул, которые следует принимать внутрь после приема пищи по две капсулы трижды в день.
  • Бифидумбактерин, Лактобактерин следует вводить во влагалище в количестве одной свечи перед отходом ко сну. Курс терапии составляет десять дней.

Применение пробиотиков, а также восстановление нормальной микрофлоры влагалища принято считать один их самых важных условий в терапии бактериального вагиноза, так как только таким образом удается предупредить развитие многих других патологий женской половой сферы.

Лечение бактериального вагиноза – это устранение всех симптомов и нормализация микрофлоры влагалища. Бактериальный вагиноз имеет несколько форм и видов и может обозначаться следующими диагностическими синонимами – неспецифический вагиноз, вагинальный лактобациллез, анаэробный вагиноз, гарднереллез, аминокольпит и даже влагалищный дисбактериоз. Столь большое разнообразие обозначений связано с тем, что заболевание было оформлено и описано терминологически после принятия Международной классификации болезней десятого пересмотра, то есть оно не было включено в МКБ-10. Соответственно единой стандартной терапевтической схемы также не существует, лечение бактериального вагиноза предусматривает несколько вариантов, которые зависят от вида возбудителя заболевания, от формы и симптомов вагиноза.

Вагиноз бактериальной этиологии - это нарушение равновесия в микрофлоре слизистой оболочки влагалища, когда количество патогенных бактерий, которых должно быть не более 2-х процентов, значительно превышает количество лактобактерий. Лактосреда поддерживает оптимальную защиту для слизистой путем создания определенного уровня кислотности. Также на защиту слизистой от бактериального инфицирования встают клетки местного иммунитета.

Среди основных причин, провоцирующих бактериальный бактериоз, называют гормональные дисфункции, медикаментозный фактор (лечение антибиотиками), снижение иммунной защиты, дисбактериоз кишечника. Основная цель, которую преследует лечение бактериального вагиноза, это нейтрализация вредоносных бактерий для восстановления равновесия в микрофлоре вагины.

Лечение бактериального вагиноза напрямую зависит от вида патогенных микробов, среди которых чаще всего выявляются гарднереллы и проявления симптомов.

Симптомы вагиноза бактериальной этиологии:

• Бессимптомное течение заболевания, наиболее опасная форма, так как вагиноз переходит в хроническую стадию;
  • Выделения – вязкой консистенции, белого оттенка, имеющие характерных запах (рыбный);
  • Ощущение постоянного зуда во влагалище;
  • Болезненные или дискомфортные ощущения при сексуальных контактах;
  • Редко – болезненное мочеиспускание.

Бактериальный вагиноз – это одна из самых распространенных инфекций женских половых органов, которая в отличие от других бактериальных патологий не передается половым путем. Ежегодно только в европейских странах с жалобами на вагиноз к врачам обращаются свыше 10 миллионов женщин. Заболевание не знает возрастных, национальных или статусных границ и может развиваться у каждой третьей женщины. Такая эпидемиологическая статистика объясняется общим снижением иммунной защиты у населения цивилизованных стран, другой причины медицина пока не предъявляет

Лечение бактериального вагиноза проходит в два этапа – устранение бактериального повреждения и нормализация микробиоценоза (устойчивое равновесия микроорганизмов).

Начальный этап направлен на ликвидацию патогенных микроорганизмов. Показана антибактериальная терапия, которую назначают местно в виде свечей, мазей. Лечение бактериального вагиноза проводится, как правило, метронидазолом, параллельно с этой группой препаратов назначаются иммунномодуляторы и антигистаминные средства. Также показано применения местных анестетиков для снижения ощущения зуда и жжения.

Общая схема лечения, рекомендованная американскими гинекологами и адаптированная к применению в странах СНГ, выглядит так:

• Гексикон (хлоргексидин) – дважды в день в виде суппозиториев, курс не менее недели;
  • Клиндацин (клиндафер, клиндамицин) в виде мази аппликационно на ночь интравагинально, курс не менее недели, мазь можно заменить формой суппозитория;
  • Метронидазол в таблетированной форме – дважды в день по 500мг, курс не менее недели;
  • Метронидазол часто заменяется более активным аналогом – орнидазолом, в таком случае курс лечения составляет пять дней.

Антибактериальное лечение вагиноза исключает употребление любых спиртосодержащих напитков. Лечение бактериального вагиноза должно быть полным, если курс терапии прерывается, возможны рецидивы заболевания. Следует учесть, что метронидазоловая группа препаратов может провоцировать аллергическую реакцию, поэтому пероральную терапию можно заменить на местные аппликации с помощью клиндамицина. Гель на основе метронидазола назначать не следует, так как его непереносимость носит системный характер.

Лечение бактериального вагиноза на второй стадии предполагает применение биоактивных препаратов, содержащих лакто- и бифидобактерии. Они назначаются либо местно, либо перорально. Заселение «полезными» бактериями влагалища целесообразно проводить только после антибактериального лечения, комплексное применение антимикробных и биоактивных препаратов не эффективно. Результативными считаются следующие пробиотики (эубиотики):

• Лактобактерии.
  • Лактобактерин в таблетированной или ампульной форме обладает высокой биодоступностью, так как представляет собой сухую массу естественных кишечных симбионтов. Лактобактерин восстанавливает микробиоценоз, нормализует состояние слизистой оболочки влагалища.
  • Гастрофарм – комбинация Lactobacillus, нуклеиновых, молочных кислот и полипептидов.
  • Бифидобактерии.
  • Бифидумбактерин – этот эубиотик обладает высокой активностью, подавляющей деятельность стафилококков, шигелл, дрожжевых микроорганизмов и гарднерелл.
  • Комбинированные препараты.
  • Бифиформ – пробиотик, содержащий бифидобактерии в оптимальном сочетании с энтерококками.
  • Линекс – пробиотик, в составе которого находятся сразу три разных вида молочных бактерий в равном количестве. Lactobacillus acidophilus гармонично «соседствует с бифидобактериями и энтерококками.

Лечение бактериального вагиноза с помощью пробиотиков и эубиотиков целесообразно проводить спустя три-четыре дня после окончания антибактериальной терапии, таким образом, исключается возможность конфронтации пробиотиков и противомикробных элементов. Бактериальная инфекция, как правило, лечится в течение 7-10 дней, при строгом соблюдении врачебных рекомендаций результативность терапевтических мероприятий составляет около 95 %. Рецидивы возможно из-за прерывания курса антибактериальной терапии, либо нарушения дозировки и режима применения лекарственных средств. Нейтрализация бактериального вагиноза также предполагает соблюдение правильного рациона питания и устранения основной этиологической причины развития инфекции – восстановление гормонального баланса и лечение кишечного дисбактериоза.