ГБОУ ВПО им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, каф. организации сестринского дела

Резюме. Рассмотрены социально-значимые морально-этические аспекты суррогатного материнства. Приведены результаты опроса людей, выразивших свое отношение к этическим проблемам, возникающим в обществе в связи с использованием новых репродуктивных технологий.

Ключевые слова. суррогатное материнство, морально-этические проблемы.

Актуальность. К сожалению, медицинская статистика говорит об увеличении числа бесплодных супружеских пар. Причем, если раньше причиной отсутствия детей в 80% случаев было женское бесплодие, то в последнее время отмечается координально противоположная картина. Однако факт остается фактом: все большее количество людей сталкиваются с проблемой зачатия и рождения желанного ребенка. Казалось бы, при современном уровне развития науки и медицины можно разрешить практически любую задачу, и при бесплодии есть прекрасное решение – суррогатное материнство!

Суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология, с помощью которой женщина добровольно дает согласие на вынашивание и рождение биологически чужого ей ребенка. После того, как малыш появится на свет, его отдадут на воспитание генетическим родителям. Они и будут считаться его родителями, несмотря на то, что выносила и родила его суррогатная мать.

Однако, вокруг суррогатного материнства во всем мире разгораются споры, касающиеся не только медицинских, но и религиозных, морально-этических, финансовых и других аспектов процедуры [1]. Разрешать или запрещать? И если разрешать, то на каких условиях? Допустимо ли вообще суррогатное материнство с точки зрения морали и религии [2]?

История этого явления уходит в древние времена. Известны ситуации, напоминающие суррогатное материнство. У древних евреев бездетные женщины прибегали к помощи служанок, которые рожали ребенка от мужа такой женщины. Но первой на руки его брала законная жена, демонстрируя, таким образом, свое неоспоримое право на младенца [3].

Впервые о договоре суррогатного материнства стало известно в 1980 году. В наши дни наемное материнство – явление достаточно распространенное. Не смотря на то, что цены на суррогатное материнство велики, к нему прибегают люди различных слоев общества.

Законы, регулирующие суррогатное материнство, в разных странах отличаются. Во Франции, Австралии, Норвегии, Швеции, Германии суррогатное материнство запрещено полностью. В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии это явление не регулируется, но фактически имеет место. В России, Украине, Казахстане и большинстве штатов США суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, разрешено [3].

Не смотря на то, что в России узаконен факт наличия и «использования» суррогатного материнства, основные определения и положения закреплены соответствующими документами, в данной сфере новых репродуктивных технологий существует ряд серъёзных проблем, как медицинских, экономических, юридических, так и морально-этических. Кто должен считаться матерью ребенка? Может ли суррогатная мать оставить себе генетически чужого ребенка или хотя бы иметь возможность с ним общаться? Может ли одинокая женщина или мужчина воспользоваться этой услугой? Если да, то право ребенка на полноценную семью не реализуется. Если нет, то это дискриминация «одиноких» людей!?

Цель работы: изучить общественное мнение по основным морально-этическим вопросам о суррогатном материнстве.

Задачи: определить актуальные морально-этические вопросы суррогатного материнства; изучить общественное мнение по данным вопросам.

Материал и методы исследования. С целью изучения общественного мнения по вопросам суррогатного материнства был проведен опрос студентов 1 курса лечебного факультета ВГМА им. Н.Н. Бурденко по разработанной нами анкете, которая содержала 12 вопросов. В опросе приняли участие 110 человек (мужского и женского пола), в возрасте от 17 до 19 лет (средний возраст составил 18,3+0,4 лет).

Полученные результаты и их обсуждение. Данные, полученные по итогам анкетирования в молодежной среде следующие.

На вопрос «Знаете ли Вы что такое суррогатное материнство?» все опрошенные ответили положительно, однако, лишь 30% интересовались данной проблемой, при этом большинство опрошенных (80%) не считают суррогатное материнство единственным выходом при бесплодии.

Большинство участников опроса ответили, что к суррогатному материнству необходимо прибегать только исходя из медицинских показаний (63,5%), по медицинским и социально-экономическим показаниям –17,6%. Никто из респондентов не поддержал суррогатное материнство исключительно из социально-экономических показаний. В приказе МЗ РФ обозначено, что данная репродуктивная технология должна осуществляться только по медицинским показаниям, однако на практике не всегда это условие выполняется. Более того, 54,1% считают, что при «частом использовании» суррогатного материнства может произойти изменение самого понятия «мама».

Во многих странах законодательно закреплено, что суррогатной матерью может быть только родственница «заказчиков». Возможно, это связано с тем, что ребенка вынашивает женщина близкая к семье и не из-за материальных, а из-за гуманных побуждений, что крайне важно в современном циничном обществе. Отвечая на вопрос о степени родства суррогатной матери с матерью-заказчиком: 7,1% респондентов ответили, что суррогатной матерью должна быть только родственница; 41,2% – только не родственница. 51,8% ответили, что степень родства не важна.

Много споров и разговоров среди ученых, философов, врачей и людей других специальностей идет относительно выраженности материнского инстинкта и чувств к новорожденному со стороны матери, выносившей ребенка и матери биологической. Мнения респондентов разделились: 35,3% опрошенных считают, что и у биологической матери будут столь же сильно выражены чувства и развит материнский инстинкт, что и у женщины, выносившей ребенка. 35,3% считают, что чувства матери – заказчицы будут слабее, нежели чем чувства женщины, которая сама выносила свою беременность, а материнский инстинкт и вовсе может отсутствовать. 29,4% респондентов затруднялись ответить.

Позиция православной церкви по данному вопросу однозначна. Не может быть столь же сильного материнского инстинкта у женщины-заказчицы, как у матери, выносившей и родившей малыша. Более того, использование суррогатного материнства приведет к нарушению самосознания как со стороны суррогатной матери, так и ребенка, когда тот узнает каким образом он появился на свет.

Интересно, что треть опрошенных (37,6%) категорически заявила, что суррогатная мать не имеет право оставить себе ребенка, лишь 18,8% уверенны, что суррогатная мать может оставить себе ребенка и почти половина опрошенных (44,7%) затруднялись ответить на данный вопрос.

На вопрос: «Имеет ли право женщина, которая вынашивала ребёнка поддерживать с ним связь?» все участники опроса разделились на три группы: одни считают, что суррогатная мать имеет право общаться с ребенком 38,8%, другие – что не имеет 34,1%, третьи (27,1%) – затруднились ответить. Однако большинство опрошенных (более 40%) считают, что родители не должны рассказывать ребенку о том, что у него есть другая «мама».

Выводы. 1. Все опрошенные знают, что такое суррогатное материнство. При этом большая часть опрошенных считают суррогатное материнство далеко не единственным методом борьбы с бесплодием и допускают его применение при наличии медицинских (63,5%) или при сочетании медицинских и социально-экономических показаний (17,6%).

  1. Респонденты в большинстве своем (54,1%) считают, что при «частом использовании» суррогатного материнства может произойти изменение самого понятия «мама», при этом 35,3% опрошенных думают, что чувства матери – заказчицы будут слабее, нежели чем чувства женщины, которая сама выносила свою беременность, а материнский инстинкт и вовсе может отсутствовать.
  2. Более трети респондентов не смогли однозначно ответить на вопросы: может ли суррогатная мать оставить себе ребенка, имеет ли право женщина, которая вынашивала ребёнка поддерживать с ним связь, должны ли родители рассказывать ребенку о том, что у него есть другая «мама»?

Становится очевидно, что наше общество в большинстве своем еще не может однозначно ответить на многие вопросы, связанные с суррогатным материнством. Некоторые представители занимают крайние позиции по вопросам этой репродуктивной технологии, активно выступая за запрет. Однако, хотим мы того или нет, но все больше становится детей, которые родились именно от суррогатной матери. Поэтому вопросы, возникающие в правовых, православных, юридических, морально-этических рамках, должны как можно активнее обсуждаться, чтобы попытаться предвидеть и предотвратить нежелательные последствия.

Большинство опрошенных нами респондентов считает, что суррогатное материнство – не единственный вариант решения проблемы бесплодия, к которому нужно прибегать исключительно из медицинских показаний. Мы должны беречь и не обесценивать такие важные понятия как «материнство», «мама», «папа», «родители», «дети». Переводя воспроизводство детей на коммерческие рельсы, человечество неизбежно столкнется с дегуманизацией общества, разрушением социально-важных аспектов. Результатом этого может стать крах институтов семьи, материнства и детства, гибели человечества как высоко духовной цивилизации.

  1. Лебедев С В. Правовые комментарии к законодательству по вопросам сурматеринства http://www. probirka. org /surrogatnieprogrammy/ 165-sm-kommentary.html
  2. Соколова Н.А. Суррогатное материнство в новом законопроекте об охране здоровья: «зеленый свет» торговле детьми // Демография.ру, 07.07.2011.
  3. Суррогатное материнство / Материал из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki

Abstract.
Y.V. Kondusova, A.V. Kryuchkova, E.S. Grosheva, I.A. Poletaeva, A.M. Knyazeva
THE QUESTION OF SIGNIFICANCE SURROGACY IN FORMATION OF THE MORAL AND ETHICAL ASPECTS OF SOCIO-IMPORTANT CONCEPT
Voronezh State Medical Academy
The article discusses about socially significant moral and ethical aspects of surrogate motherhood. The results of a survey of people who have expressed their attitude to the ethical issues that arise in society due to the use of new reproductive technologies.
Keywords. surrogacy, moral and ethical problems.
References .

  1. Lebedev S.V. Legal commentary to the legislation on surmaterinstva http://www. probirka. org / surrogatnieprogrammy / 165-sm-kommentary.html
  2. Sokolova N.A. Surrogacy in the new bill on health care, “green light” to the sale of children / / Demografiya.ru, 07.07.2011.
  3. Surrogacy / Material from Wikipedia http://ru.wikipedia.org/wiki

Сведения об авторах. Кондусова Юлия Викторовна – к.м.н. доцент кафедры организации сестринского дела ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Крючкова Анна Васильевна – к.м.н. доцент, заведующая кафедрой организации сестринского дела ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; Грошева Екатерина Сергеевна – к.м.н. ассистент кафедры организации сестринского дела ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; Полетаева Ирина Алексеевна – ассистент кафедры организации сестринского дела ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; Князева Анна Михайловна – к.м.н. доцент кафедры организации сестринского дела ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России.

Навигация по записям

http://naukavsma.com

January 26, 2016

Цель, к которой во все времена стремятся практически все супружеские пары, – это рождение и воспитание детей. Для многих эта цель самая главная в жизни, ради осуществления которой люди идут на самые непредсказуемые поступки, которые могут перечить всем моральным, этическим и правовым нормам, ведь, по статистике, около 20 % пар не имеют возможности родить собственных детей. В крайних случаях пары прибегают к услугам суррогатных матерей, в результате чего возникают разного рода проблемы суррогатного материнства.

Эта проблема как в мире, так и в России с каждым годом только набирает обороты. Она становится все более актуальной с медицинской, этической, правовой, моральной точки зрения. Это суррогатное материнство. Проблемы, которые возникают в процессе его осуществления и после, могут иметь негативное влияние не только на суррогатную мать, но и на генетических родителей, и на ребенка.

Сущность явления

Суррогатное материнство – это оплодотворение, вынашивание и рождение ребенка, которое происходит согласно договору, заключенному между потенциальными будущими родителями и суррогатной матерью. При этом для оплодотворения женщины берутся половые клетки будущих родителей, для которых по медицинским показаниям невозможно рождение ребенка.

Суррогатная мать по сути – это та женщина, которая согласна быть оплодотворена клетками мужчины и женщины (будущих родителей), выносить, родить и передать ребенка в руки законных родителей.

Крайней мерой, к которой прибегают супружеские пары, является услуга суррогатного материнства.

Многоаспектность проблемы суррогатного материнства

Как суррогатное материнство, так и другие виды репродуктивных технологий, которые в современное время помогают многим парам наслаждаться радостью отцовства и материнства, имеют и существенные недостатки, и значительные преимущества.

Конечно же, бесплодные пары используют все методы репродукции ради счастья, которое приносит детский смех в дом, в том числе и как крайнюю меру суррогатное материнство.

Проблемы, которые возникают вследствие распространения и внедрения современных методов зачатия и рождения детей, также имеют значительное влияние на моральное, этическое и социальное благополучие общества. Современные пары при этом до конца не осознают всех тех проблемных аспектов, которые возникают впоследствии, и, конечно же, не могут и даже не хотят оценивать всего того, к чему ведет использование таких методов.

Правовое регулирование суррогатного материнства в России

Правовому регулированию в России отведена немалая роль, ведь регламентируется оно не одним законодательным актом и документом. Это статьи в Семейном кодексе РФ, федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закон «Об актах гражданского состояния», приказ Минздрава РФ «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Чтобы зарегистрировать ребенка, который был рожден путем суррогатного материнства, необходимы следующие документы:

– свидетельство о рождении из медицинского учреждения;

– согласие суррогатной матери;

– справка из клиники о проведении ЭКО.

Проблемные аспекты суррогатного материнства

Существуют противники методов репродукции, которые в особенности выделяют и суррогатное материнство. Проблемы, которые при этом возникают, носят разносторонний характер:

– дети превращаются во что-то похожее на то, что можно продавать и покупать;

– возникают такие ситуации, в которых состоятельные пары или отдельные мужчины, женщины могут принимать в услужение не очень хорошо обеспеченных женщин, которые готовы ради денег на все, даже вынашивание и рождение детей, что совершенно противоречит природным инстинктам человека;

– суррогатное материнство становится так называемой работой по договору, поэтому у женщины мысли о заработке будут первоначальными, а соображения о пользе для себя, малыша и окружающих становятся второстепенными и как бы уходят на второй план;

– сторонницы феминистического движения отмечают, что суррогатная практика станет толчком к эксплуатированию женской половины населения;

– церковные служащие отмечают, что суррогатное материнство служит одним из толчков для отхода от гуманистического начала человека и от традиционной культуры, духовной и нравственной стороны человека;

Даже если в начале беременности женщина чувствовала, что без проблем и особого труда сможет отдать выношенного и рожденного ею ребенка, в течение 9 месяцев устанавливается очень тесная и таинственная связь между малышом и женщиной, которая выносила его. Для родившей становится настоящей психологической травмой передача ребенка в руки заказчиков. Вот это и есть настоящая открытая этическая проблема суррогатного материнства.

Государственные программы в решении проблем суррогатного материнства

Законодательство и все государственные программы направлены на то, чтобы уменьшить количество случаев суррогатного материнства, особенно тогда, когда сама женщина может выносить и родить собственного малыша:

– Заболевания матки, которые не дают возможности женщине выносить ребенка.

– Полное отсутствие матки после удаления.

– Привычные выкидыши, которые не могут быть вылечены никакими существующими медицинскими методами.

– Серьезные соматические заболевания сердечной системы, почек, печени, при наличии которых не только рожать, а даже беременеть сложно.

Проблемы правового характера суррогатного материнства, которые нарушают права биологических родителей

Существуют в России не только нравственные, моральные и этические, но и существенные проблемы правового регулирования суррогатного материнства. Такие недочеты делают уязвимыми в некоторых ситуациях суррогатных матерей, в других же – страдают пары или отдельные лица, которые нанимают женщину для вынашивания и рождения их ребенка. Среди таких проблем законодательного характера можно выделить:

1) Незаконные действия и вымогательства со стороны женщины, которая вынашивает и рожает ребенка. Ведь, исходя из законодательных актов, биологические родители могут записать себя законными и официальными родителями только после предоставления согласия со стороны суррогатной матери. Часто бывают случаи, когда такие родительницы, зная лазейки в законе, начинают требовать большие суммы вознаграждений, чем это было прописано в договоре между двумя сторонами, или недвижимое имущество.

2) Необходимым моментом также является создание законодательного акта, который бы защищал биологических родителей от вымогательств и недопустимых действий со стороны женщины, родившей ребенка. Ведь бывают случаи, когда суррогатные матери, которые вначале беременности были настроены честно передать ребенка, после родов резко меняют свое мнение (и это вполне объяснимо природными инстинктами) и начинают искать пути присвоения малыша. Могут они это делать даже после официальной регистрации ребенка, передачи суммы, которая им полагается по договору или имущества от законных родителей. При этом даже после выполнения всех условий договора женщине, родившей ребенка, суд может оставить малыша, а родители останутся и без денежных средств, и без ребенка.

Правовые проблемы со стороны суррогатной матери

Правовые проблемы суррогатного материнства могут возникнуть и со стороны женщины, которая родила ребенка при определенных условиях. К примеру, бывают случаи, когда рождается малыш с каким-либо отклонением, патологией или заболеванием и биологические родители отказываются забирать чадо и платить полагающиеся матери деньги. В таком случае суррогатная мать может остаться не только без денег, но и на руках с больным малышом с чужими для нее генами.

Так что проблемы суррогатного материнства в России имеют место, ведь законодательная база в нашей стране далека от совершенства. Эти проблемные аспекты требуют разумного, взвешенного решения специалистов, а не полного отказа узаконить данное явление, ведь случаев незаконного материнства суррогатным путем и так достаточно много. И хорошо, если люди могут согласно договору разрешить все проблемы и разойтись мирно, не ущемляя прав друг друга, но часто бывает наоборот.

Обвиняя также суррогатную мать в болезнях родившегося ребенка, нужно хорошо изучить информацию по этому поводу. Ведь с физиологической точки зрения во время беременности болезни не могут передаться от суррогатной матери плоду, их кровь не соприкасается. Все внешние и внутренние данные, черты характера определяются только на генетическом уровне. Негативно может сказаться только состояние беременной женщины на малыша, ее психологическое и физическое здоровье, но, как правило, все эти факторы тщательно проверяются до наступления беременности.

Проблемы суррогатного материнства этического характера

В законодательстве РФ существует ряд законов, которые регулируют отношения в рассматриваемой области. Хотя моральные и этические проблемы суррогатного материнства далеки от каких-либо правовых норм.

Среди этических проблем, связанных с использованием суррогатного материнства, выделяют:

– возможны психические и физические проблемы для суррогатной матери и ребенка, который находится в утробе;

– нарушение представлений о кровном родстве и родственных связях;

– необходимое обеспечение таинственности происхождения ребенка;

– нарушение психики у настоящих потенциальных родителей;

– коммерческая сторона материнства (использование органа – матки - для получения выгоды);

– купля-продажа детей.

Проблемы физического и психического характера для суррогатной матери и ребенка

Биоэтические проблемы суррогатного материнства имеют разносторонний характер и отражаются на физическом и психическом здоровье суррогатной матери и на самом ребенке. Это легко объясняется тем, что ранним токсикозом, как правило, эти женщины страдают намного чаще, чем те, которые вынашивают родной плод. Ведь беременная своим ребенком женщина носит малыша, половина генотипа которого принадлежит ей же. Суррогатная мать вынашивает плод, чужеродный для своего организма, состоящий из клеток, которые принадлежат биологическим родителям. Плод в таких случаях чаще обычного может отторгаться, возникают физические осложнения (слабость, снижение аппетита или отказ от еды, рвота). На их фоне возникают и психические проблемы (мнительность, излишняя тревожность, раздражительность).

Психологическая травма суррогатной матери и ребенка

Моральные проблемы суррогатного материнства также имеют широкое распространение. Несмотря на то, что защитники репродуктивных методов говорят лишь о том, что:

1) Женщины, которые не имеют шансов выносить и родить собственного ребенка, только благодаря суррогатному методу могут насладиться счастьем материнства.

2) Ни с чем не сравнимая радость рождения генетически собственного ребенка.

Они умалчивают, как правило, о том, что существуют колоссальные психологические проблемы, ведь женщина, которая выносила и родила ребенка, и без того испытывает послеродовую депрессию из-за резкого изменения гормонов, а суррогатная мать должна передать малыша в руки родителей-заказчиков, что чаще всего вызывает огромную травму психологического характера. Ребенок при разрыве с женщиной, которая выносила его, также страдает, ведь на протяжении 9 месяцев они были связаны.

Нарушение представлений о кровном родстве и родственных связях

Есть примеры, когда бабушка вынашивает и рожает внука или внучку, выступая при этом суррогатной матерью. В таких случаях одна и та же женщина выступает и матерью, и бабушкой, что нарушает кровнородственные связи и обозначение общепринятых понятий. Возникают этические проблемы суррогатного материнства. Биоэтика в таких случаях нарушается, и страдают дети, которые до конца не могут понять своего происхождения и понятия, кто есть кто в семье. Часто возникают вопросы у ребенка, кто есть кто: мама или бабушка. Хотя возможно, лучше сохранить происхождение в тайне, но и это в реальной жизни далеко не всегда так просто.

Обеспечение таинственности происхождения ребенка

Этические проблемы суррогатного материнства также состоят в сохранении тайны о том, каким путем был выношен и рожден ребенок, о его происхождении. Ведь те, кто заключал договор о суррогатном материнстве и пережил весь этот процесс в роли суррогатной матери или биологических родителей, не понаслышке знают о том, как нелегко сохранить тайну происхождения малыша. Проблемы суррогатного материнства в России еще больше усугубляются из-за особенностей менталитета, ведь нашим людям так тяжело молчать и не распространять сплетни.

Нарушение психики у биологических родителей

Негативно влияет на психику и генетических родителей суррогатное материнство. Проблемы, которые возникают в процессе, носят психологический характер и состоят в том, что:

– суррогатная мать может отказаться от оказания услуг, забрав предоплату, и исчезнуть из страны;

– страх генетической матери, которая не может знать о том, в каких условиях пребывает ее малыш и нет ли негативного воздействия на плод. В любом случае у нее нет возможности контролировать суррогатную мать;

– после рождения малыша часто родители начинают искать сходства с женщиной, которая выносила для них ребенка, и опасаться, что она могла что-то ему передать.

http://fb.ru

Administrator чт, 21/03/2013 - 10:27

Жидовцова Юлия Вячеславовна,
ЧОУ ВПО "Омская юридическая академия"
Научный руководитель - Р. В. Товмасян

В настоящее время в России достаточно популярны методы вспомогательной репродукции в терапии женского и мужского бесплодия. Однако уровень правового регулирования этих отношений невысок и не отвечает современным потребностям. 21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон)[1]. Помимо вышеуказанного закона правовыми источниками, регулирующими сферу вспомогательной репродукции в настоящее время, в нашей стране являются Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ[2], а также приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия»[3].

Безусловным достоинством Закона является то, что он закрепил на законодательном уровне основные понятия, использующиеся в сфере вспомогательной репродукции, в том числе определение суррогатного материнства, которое представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Вместе с тем, данное определение, на наш взгляд, является неполным, поскольку не отражает такой сущностный признак суррогатного материнства, как его цель - передача рожденного суррогатной матерью ребенка лицам, указанным в договоре о суррогатном материнстве. Безусловно, п. 4 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации связывает передачу суррогатной матерью ребенка после его рождения потенциальным родителям с согласием самой суррогатной матери. Такое правило серьезно нарушает права потенциальных родителей, особенно передавших свои биологические материалы для зачатия ребенка, и, как справедливо отмечает Е. С. Митрякова, ставит под сомнение юридическую силу договора о суррогатном материнстве[4].

Кроме того, согласно принятому Закону потенциальными родителями по договору суррогатного материнства могут стать лица, в том числе и одинокая женщина, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Существуют и иные модели правового регулирования этих отношений. Так, например, в США (штат Калифорния) законодатель предоставляет возможность применять метод суррогатного материнства и при наличии у человека физической возможности к зачатию и рождению детей естественным путем. Такая модель представляется более рациональной и справедливой, поскольку одинокие мужчины и женщины, способные к естественной репродукции, также должны обладать этим правом.

Известные ограничения действуют в Нидерландах, Великобритании, где не допускаются договорные начала суррогатного материнства, а женщине оказывается лишь необходимая медицинская помощь в целях обеспечения рождения здорового ребенка. В некоторых государствах, например в Венгрии и Дании, суррогатной матерью может стать только родственница генетических родителей[6].

Также необходимо отметить, что вынашивание суррогатной матерью ребенка влечет за собой ряд особенностей в области физиологии.

Если оплодотворение (естественное) и последующее вынашивание ребенка сопряжено у суррогатной матери с чувством любви, привязанности, нежности и т.п. это может разрушить семью потенциальных родителей или привести к иным плачевным последствиям.

С другой стороны, если вынашивание ребенка происходит «механически», это не лучшим образом повлияет на психическое и эмоциональное развитие будущего ребенка. Кроме того, когда он станет понимать, как он появился на свет, то это может спровоцировать кризис идентичности у ребенка (которая мать - настоящая?)[7].

Другой, тесно связанный с физиологическим - моральный аспект.

Решаясь на вынашивание чужого ребенка, суррогатная мать помогает бесплодной семье и обрекает себя на психологические проблемы. Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Также, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Что же касается религиозного аспекта, можно привести в пример опыт Израиля, где соглашение между суррогатной мамой (которая обязана не иметь мужа и детей) и потенциальными родителями должно получить одобрение специальной комиссии, состоящей, в том числе из священнослужителей.

Иудейские священники вообще убеждены, что суррогатное материнство «несет добро людям и облегчает страдания бесплодных пар».

Однако во многих странах суррогатное материнство не признается религиозными служителями. Так, например, в Польше ярыми противниками суррогатного материнства является костел.

Церковно-общественный совет по биоэтике при Московской Патриархии резко осуждает такое явление, как суррогатное материнство. По мнению служителей православной церкви, суррогатные матери делают несчастными себя и своих детей.

Для чего нужно суррогатное материнство, – недоумевают священнослужители, – если бездетная семья может взять ребенка из приюта?

При всей сложности морально-этических, медицинских, юридических аспектов суррогатного материнства в России этот способ рождения детей развивается и приобретает все большую популярность. Поэтому необходимо предусмотреть в законодательстве положения, регулирующие суррогатное материнство, с учетом интересов всех сторон.

В частности, необходимо включить в законодательство следующие положения:

1. До планирования беременности суррогатная мать и родители проходят обязательную медицинскую и юридическую консультацию. Им разъясняют права и обязанности, правовые последствия суррогатного материнства, стороны достигают соглашения о том, что делать с оставшимися эмбрионами. Консультации должны продолжаться и во время беременности и после родов.

2. Право на участие в программе суррогатного материнства должны иметь все граждане вне зависимости от их способности зачать ребенка самостоятельно.

3. Обязанность суррогатной матери передать ребенка после рождения родителям-заказчикам.

Разнообразные этические вопросы, рассмотренные в настоящей статье, связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении по вопросам продолжения рода. В прошлые эпохи считалось, что на каждый из этих вопросов есть только один верный ответ. Сегодня же мы понимаем, что правильность тех или иных ответов относительна, так как все больше знакомимся с разными религиями и культурами, с самым широким спектром взглядов и многообразием форм сексуального поведения. Каждый человек должен сам делать собственный выбор и не навязывать свои взгляды другим.

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. Поскольку «свой» ребенок всегда будет роднее и ближе, чем приемный. Кроме того, невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если именно этот метод может сделать для кого-то чудо, то, вероятно, он имеет право на существование.

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

3. Российская газета. 2003. № 84.

4. Митрякова Е. С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: дисс. на соискание ученой степени к. ю. н. Тюмень, 2006 г.

6. Померанцева Е. И. Козлова А. Ю. Супряга О. М. Законодательное обеспечение вспомогательных репродуктивных технологий // Проблемы репродукции. 2001. № 2. С. 61.

7. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. Пер. с франц. М. 2003. С. 132.

http://conf.omua.ru