Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы». Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение.

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов.

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет.

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов.

У 1, 5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента.

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их — так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания. найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название. нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно.

Ваша задача — обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих.

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко.

Расширять пользование речью — это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции.

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи — это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка голосового аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков).

Очень важна тренировка голосового аппарата и обучение правильному произношению.

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н. б-п. м-н. с-з .

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев.

Таких игр — с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)
Внизу живёт семейство ежей,
На втором этаже — семейство зайчат;
На третьем — семейка умных бельчат.
На четвёртом устроилась птица-синица ,
На пятом — сова, очень важная птица.
Ну вот и пора нам обратно спуститься:
На 5-ом — сова, на 4-ом — синица,
Бельчатки на 3-ем. зайчатки — 2-ом ,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики — рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой — главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно.

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы!

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша — это важно в любом случае.

http://www.babyblog.ru

Журнал → Как развивать речь малыша

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ МАЛЫША

Очень часто у маленьких детей возникают проблемы с развитием навыков речи. Для многих родителей, это может стать настоящей трудностью. Однако в большинстве случаев, причин для паники нет. Небольшие проблемы с развитием речи ребенка, можно разрешить самостоятельно, не прибегая к помощи логопеда.
Развить речь малыша помогут специальные упражнения. Выполнять их совсем не сложно. Занятия для развития речи, могут проводиться с любым ребенком, не достигшим школьного возраста.

Как происходит развитие речи ребенка

Для того чтобы помочь ребенку развить речевые навыки, родителям важно знать, как происходит развитие речи и навыков общения у детей.
Первый этап общения – это плач. Посредством плача, малыш передает информацию о своих потребностях и привлекает внимание взрослых.
Со временем, плач переходит в другие звуки, которые принято называть детским лепетом. В процессе «лепетания», ребенок непроизвольно формирует слоги, которые потом повторяет, но уже осознанно.
Формируя из звуков слоги, кроха начинает соотносить эти слоги с тем, что его окружает. При помощи произносимых слогов и букв, он описывает предметы и явления («ав» — собака, «би-би» — машина и так далее). Немного позже, буквы и слоги складываются в слова, а еще немного позже в короткие предложения.
Таким образом, малыш проходит путь, именуемый развитием речи.

Упражнения для развития речи ребенка: советы родителям

Для того чтобы занятия достигли своей цели, а именно стимулировали развитие речевых навыков у малыша, нужно учесть некоторые советы и рекомендации.

-Правильный поход. Малышам легче воспринимать информацию в форме игры. Продолжительные неинтересные уроки будут их утомлять и не принесут желаемого результата. Ввиду этого, упражнения для развития речи нужно проводить в форме игры, которая бы понравилась малышу.

-Продолжительность занятий. Время, затрачиваемое на упражнения, не должно превышать 15 минут в день. Это – наиболее оптимальная продолжительность занятий для маленького ребенка.

-Разнообразная подача. Детям быстро надоедает однообразие. Поэтому, форма подачи информации должна регулярно меняться.

— Комфортные условия. Лучше всего, если занятия будут проходить в спокойной обстановке. Самых маленьких детей можно сажать на колени, детей постарше – напротив. Главное, чтобы родитель находился на одном уровне с ребенком и мог свободно смотреть ему в глаза.

Что включают в себя упражнения для развития речи

Развитие речи – это целый комплекс мероприятий, направленный на улучшение и стимуляцию речевых навыков детей. Сюда входит:
-Массаж;
-Артикуляционная гимнастика;
-Упражнения для развития мелкой моторики;
-Игры.

Рассмотрим занятия для развития речи по порядку.

1.Общение. Общение — это самое основное средство для развития речи. С ребенком нужно разговаривать с самых первых дней его жизни, и даже еще до его рождения. Однако важно говорить правильно, не коверкая слова и не искажая звуки. Дети копируют услышанное от взрослых. Слыша вокруг себя четкую правильную речь, малыш запоминает звуки, и впоследствии научится их произносить.

2.Массаж. Массаж способствует развитию речевого аппарата. Необходимо массировать лицо и ладошки малыша. Делать это можно с самых первых дней его жизни. Для начала, движения должны быть легкими, напоминающими поглаживание. Со временем, когда малыш подрастает, движения можно слегка усиливать. Массаж может быть произвольным, но лучше, если он сопровождается забавами и потешками («ладушки» и прочие).

3.Артикуляционная гимнастика. Такая гимнастика включает в себя несколько несложных упражнений: широкое открывание и закрывание рта, растягивание рта в улыбке, вытягивание губ трубочкой и некоторые другие. Артикуляционные упражнения помогут малышу научиться говорить быстрее и легче.

4.Упражнения для развития мелкой моторики. Основным занятием для развития мелкой моторики, была и остается лепка. Лепить можно из пластилина, глины, пластики. Начать можно с простых фигурок: шариков, колбасок. По мере взросления ребенка, можно переходить к более сложным фигуркам и предметам. Наряду с развитием речи, будут формироваться и творческие навыки крохи, такие как чувство цвета, понятие формы, объема и прочие.

Для самых маленьких детей, упражнения на развитие мелкой моторики могут состоять из знакомства с предметами и их формой. В руку малыша нужно вкладывать предметы различной формы и фактуры. Кроме того, нужно давать ребенку держать двумя пальцами длинные и продолговатые предметы (карандаш, палочку).

5.Игры. Игровые занятия могут быть различными. Их можно подбирать в зависимости от возраста и предпочтений ребенка. Практически все дети любят рисовать. Отлично развивают речь малыша, упражнения с пальчиковыми красками. При помощи таких красок, можно рисовать сначала следы, потом более сложные узоры, например, цветы.

Развитие речи – это важный этап в формировании личности. При помощи занятий и упражнений, родители смогут сделать этот период жизни малыша максимально легким и комфортным.

http://www.baby.ru

22.12.2015 Учим детей Развитие речи ребенка начинается не тогда, когда он говорит свои первые слова, а гораздо раньше. Ведь в процессе речи принимают участие и дыхания, и мышцы губ, языка, рта, щек.

Поэтому можно сооружать фундамент для развития речи, начиная с даже с крохотного возраста. Игры на развитие дыхания, гимнастики, упражнения для ручек - все это закладывает по кирпичу ту основу, которая будет готовить аппарат речи вашего ребенка.

Развитие речи у ребенка происходит по нескольким направлениям: отработка артикуляции (упражнения, звуковая гимнастика), дыхательные упражнения, расширение активного словаря и развитие связной речи (пальчиковые игры, постановки пальчикового театра).

Дыхательные упражнения

Целью дыхательных упражнений является развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. Также дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Выполнять гимнастику совсем несложно, а если делать ее в форме игры, то у вас получится интересное занятие на досуге вместе с ребенком.

На самом деле, не все дети умеют правильно дышать. Поэтому они часто чувствуют себя не очень хорошо - потому что легкие не полностью очищаются, и внутри остается «отработанный воздух». Научить ребенка правильно дышать можно в процессе дыхательной гимнастики.

Вдох должен происходить через нос, а выдох - через рот. При вдохе следите, чтобы плечи малыша не поднимались, и чтобы ребенок не напрягал тело. При выдохе следует выдыхать долго и плавно, не надувая щеки. Не огорчайтесь, если у ребенка не сразу все получится.

Использование свистулек и дудок

И так, эти игрушки хорошо развивают дыхание вашего малыша. Даже простые упражнения будут полезны, а еще можно придумывать игры с заданиями. Для детей лучше начинать с простых свистулек, ведь для того, чтобы получить звук, достаточно лишь дунуть. Надо выбирать свистульки, удобные для ручек малыша, и негромкие. Дудка подходит для старших детей, она позволяет получать различные звуки.

Мыльные пузыри

Мыльные пузыри нравятся всем, даже взрослым. Оказывается, игрушки с ними очень полезны. Ведь, опять же, они развивают дыхание малыша. Мыльные пузыри можно отмахивать, бегать за ними, ловя ладошками. Можно строить с пузырьков настоящую башню. Для этого налейте в стакан воды и мыльный раствор, возьмите с малышом по трубочке для сока и дуйте. Пена будет расти у вас на глазах - весело и полезно!

А еще с соломинками и мыльной водой можно играть в ванной! Но следите, чтобы ребенок не проглотил мыльный раствор.

Свечи

Дыхание на свечу является также полезным упражнением для малышей. Пусть свечи станут обязательными гостями на праздниках, потому что это дает еще одну возможность поиграть.

Задуть свечу - не такая уж и простая задача для двухлетнего ребенка. Ведь для этого необходимо сосредоточиться, набрать побольше воздуха в грудь, сложить губы трубочкой и дунуть. Да еще и не куда-нибудь, а на пламя свечи.

Но задувать свечу - это еще не самое сложное, для ребенка труднее - дуть на свечу так, чтобы не потушить пламя. Для этого выдох должен быть другим - плавным и долгим. А еще можно понемногу отходить от свечи, увеличивая расстояние. На примере свечи малыш может видеть, как он направляет свое дыхание. Но не забывайте о технике безопасности! Никогда не оставляйте ребенка наедине со свечами и спичками!

Вата, пенопласт, бумажки

На вату и пенопласт интересно дуть, пытаясь сдвинуть их с места. Эти упражнения можно превращать в настоящие игры. Например, зижмакайте небольшую бумажку - это будет мячик. Поставьте на гладкой поверхности (на столе) двое условных ворот и играйте в футбол, пытаясь задувать мячик в ворота соперника. Можно использовать не только вату, пенопласт и бумагу, пусть малыш попробует дуть на различные объекты вокруг.

Звуковая артикуляционная гимнастика. Звукоподражания

Кроме развития артикуляционного аппарата, такие игры еще и знакомят ребенка с животными. Приготовьте карточки с изображением различных животных или иллюстрации в журналах, книгах или возьмите игрушки-животные. Рассмотрите всех животных, поговорите о них, расскажите, кто как говорит, как питается и т.д. Ходите в зоопарк, слушайте звуки животных в Интернете, пусть малыш наблюдает и запоминает.

После какого-то времени показывайте малышу снова тех же животных и спрашивайте, как говорят (ворона каркает «кар-кар», слон трубит «ту-у», осел ревет «иа-иа» и т.п.).

Тянем звуки

Правила этой игры просты, но дети очень любят играть в нее вместе с родителями. Выбираете определенный звук, набираете полные легкие воздуха и начинаете тянуть звук (долго говорить без перерыва). Кто его протянет дольше? Понятное дело, что малыш! Вы же не забываете немного подыгрывать ребенку? Проще тянуть гласные звуки, но некоторые согласные также стоит попробовать, например, свистящие и шипящие.

Игру можно разнообразить, предложив не просто тянуть звук, а добавить игрового момента: «Чей тигр прорычит дольше (звук « Р »? Чья змея просочит дольше (звук« С »? Мы пришли в магазин, а там - настоящий слон! Как мы удивимся. А кто удивляется дольше (звук «О»?

Шепотом

Такая игра будет развивать не только речь, но и слух. Для нее необходимо игрушка - кукла, мишка и тому подобное. Положите игрушку спать, объясните малышу, что игрушка спит, поэтому надо разговаривать шепотом, чтобы не разбудить друга. Поговорите о чем-то, почитайте стихи, сказку, спросите у малыша, что он понял и запомнил. Но не затягивайте, чтобы игра не надоела, объявите, что игрушка проснулась, и теперь можно снова говорить громко.

http://empiremam.com