ТОП 12 развивающих игрушек

Здравствуйте, дорогие читатели блога «Раннее развитие в радость»! Я продолжаю делиться с вами замечательными идеями о раннем развитии детей, о развивающих играх и игрушках и интересных занятиях с детками. И сегодня я хочу предложить вашему вниманию статью Анны Андреевой «12 пособий, которые действительно работают «.

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками. Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.

12 пособий, которые действительно работают

Анна Андреева

1. Пирамидка (1 год – 3 лет)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

  • у нее должен быть стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно);
  • дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь);
  • устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки);
  • лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип).

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки. Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше. И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку.

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

2. Матрешка (1 год – 4 года)

Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально.

Матрешки как развивающее пособие лучше использовать не раскрашенные, чтобы не отвлекать ребёнка от свойств «форма» и «размер» (по Монтессори).

3. Вкладыши Монтессори (1 год – 6 лет)

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.

Кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

Ещё фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка — прообраз «я» ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом.

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))

Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.


6. Разные мячики (1 год и без ограничения)

Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))

Самые обычные блоки: кирпичики, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша.

А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то: немного фантазии, опыта и деревянные детали.

С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.


8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря 🙂 Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования.

Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, Африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.

Это не только игра как таковая, фигурки — еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

Замечательных вам игр и радостного, разумного развития!

Не случайно в список «12 пособий, которые действительно работают» вошло три игры Б.П. Никитина, а если посчитать рамки и вкладыши Монтессори, которые он тоже рекомендовал, то все четыре.

Обратите внимание: 24 сентября в 22-00 состоится вебинар Лены Даниловой на вебинаре «Интеллектуальное развитие по играм Никитиных». на котором Лена подробно расскажет о пособиях, приницпах занятий и игр с ними, как можно упростить игры для самых маленьких и как развивать для детей старшего возраста.

Чтобы принять участие бесплатно, регистрируйтесь на марафон.

P.S. На вебинаре по играм Никитиных мы разыграем приз от компании «Оксва ТМ»: игры Б.П. Никитина «Сложи узор» и «Собери квадрат».

http://www.razvitievradost.ru

Выносить абсолютно здорового ребенка не такая уж и простая задача, но на ней роль матери только начинается и дальше ей придется принимать непосредственное участие в развитии малыша, его учебе и его становлении как личности. Рассказывая добрые сказки, вы помогаете ему вырасти хорошим и достойным человеком, играя с ним в развивающие игры, вы позволяете ему развивать мышление, а также мелкую моторику рук. Вот почему так важно правильно подбирать развивающие игрушки для ребенка, чтобы развитие малыша не только соответствовало его возрасту, но иногда даже и опережало время.

Какие игрушки развивают ребенка?

Первый, и самый главный вопрос, который должна задавать себе мама: «Какие именно игрушки развивают ребенка?».

К сожалению, далеко не все игрушки одинаково полезны для крохи, а некоторые экземпляры содержат токсичные красители, так что при покупки игрушек, убедитесь в наличии у продавца сертификата качества на данную продукцию. Но даже если игрушка абсолютно безвредна в плане состава, это еще не означает, что она полезна.

Для малышей в возрасте от 0 до 3 лет нужны одни игрушки, совсем не такие, какие подойдут деткам постарше. В возрасте до трех месяцев малыш познает мир в основном с помощью зрения и слуха. В этом возрасте ему полезны звенящие погремушки или яркие однотонные игрушки, чтобы он учился фокусировать на них взгляд.

Возраст от 3 до 6 месяцев — как раз то время, когда ребенок начинает не только изучать игрушки зрительно, но и осознанно щупать их. В этом возрасте очень важно, чтобы игрушки были различной формы и фактуры, чтобы он учился отличать дерево от пластика и шар от куба хотя бы интуитивно. Очень полезны звуковые музыкальные игрушки, разнообразные пирамидки, где круги разных цветов нужно упорядочить по размеру. Очень важно, чтобы ребенок получал отклик от игрушки во время игры — нажал на игрушку — пошел звук, музыка, писк и т. д.

Так называемые дидактические игрушки направлены на развитие психических процессов. Каждая игра содержит определенную задачу. К примеру: упорядочить по размеру, вставить игрушку в соответствующее по форме отверстие и т. д. Эти игрушки прекрасно развивают логическое мышление ребенка.

Поделись и читай дальше!

Кубики мякиши (умная математика) — не только приятные на ощупь и яркие, но и благодаря ярким цифрам на сторонах куба, помогают постепенно приобщать малютку к математике, когда он немножко подрастет.

Крупные пазлы в рамке также прекрасно подходят для деток до трех лет. Они безопасны, так как ребенок вряд ли поглотит пазлы такого размера, а в этом возрасте все хочется попробовать на зуб.

Для деток постарше прекрасно подойдут книжки-раскраски, которые помогают развивать в ребенке творческое начало и мелкую моторику рук. Более сложные пазлы, конструкторы ЛЕГО, мозаики из фишек — все это игрушки, развивающие логическое мышление и не только.

Какие игрушки развивают мелкую моторику рук?

Мелкую моторику рук необходимо начинать развивать сразу, как только ребенок начнет тянуться ручками к мобилю над кроваткой и пытаться хватать игрушки пальчиками.

Прекрасно развивают мелкую моторику рук следующие игрушки: детские четки, кубики, пирамидки, детские пианино, мозаика, пазлы, камушки различных цветов, мячики с пупырышками. Очень полезно ставить перед ребенком задачу покидать монетки в копилку, рисовать пальчиками на подносе с крупой разнообразные фигуры: круг, сердечко, солнышко.

http://prostoloca.ru

Игрушки в жизни детей играют очень важную роль. С их помощью малыши не только разнообразят время игры, но и учатся познавать мир. Узнают цвета, запоминают фигуры, знакомятся с новыми тактильными ощущениями. Но не все игрушки, которые предлагает нам современный рынок, необходимы ребенку. Многие из них не дают воли фантазии, а соответственно тормозят развитие малыша. Предлагаем ТОП-10 полезных игрушек, которые обязательно должны быть у вашего ребенка:
[sociallocker]
1. Пирамидка (детям 1-4 года)

Очень полезная штука для того чтобы научиться различать формы, развивать логическое мышление, учить координации рук. Но не всякая пирамидка одинаково хороша для развития. Наилучшим вариантом станет игрушка на устойчивом прямом стержне (не конусообразном) с колечками одного цвета. Казалось бы довольно скучная игра для ребенка. А на самом деле, это идеальный вариант быстро научить чадо соотношению «большой-маленький». Если кольца будут цветные, ребенок скорее запомнит порядок цветов, нежели придет к понимаю, что правильно сложить нужно только от большого к меньшему. Пирамидкой можно интересно играть как в годик, так и в четыре. Сначала задача будет стоять научиться нанизывать кольца на стержень, позже – надевать их правильно. А потом можно будет учиться соотношению: большое колечко, станет печеньем-угощеньем для большого медведя, маленькое – для маленького мишутки.

2. Матрешка (детям 1-3 года)

Универсальная игра для деток, принцип которой, чем-то напоминает пирамидку. Ребенку нужно научиться понимать, чтобы сложить игрушку, нужно в большую куколку поместить самую большую из оставшихся кукол, и никак иначе. Игра в матрешки, пожалуй, идеальный вариант обучению соотношения. Кроме того, с ней можно играть как с обычными куклами, разыгрывать сказочные сценарии или устроить с ними чаепитие.

3. Вкладыши Монтессори (детям 1-6 лет)

Известная врач и педагог Мария Монтессори разработала очень эффективную систему обучения для маленьких деток на основе рамок-вкладышей. По ее разработкам создано массу современных игрушек. Но лучше у себя иметь такую какой ее задумала создательница – простая рамка с вкладышами одинакового цвета. Каждое отверстие строго соответствует своему вкладышу. Так ребенок учится логическому мышлению, пониманию формы и пространства. Благодаря тому, что фигурки не отличаются по цвету, ребенок запоминает контуры именно фигуры и не отвлекается на цвет.

Позже, когда малышу станет уже совсем просто разбираться с этой головоломкой, можно предложить ему проделать все то же самое, но с закрытыми глазами. Потом можно усложнять, к примеру, играть наперегонки или к нужным фигурам добавлять ненужные. Шестилетки могут использовать фигурки-вкладыши как трафарет для рисования. Это очень удобно и занимательно, кроме того, послужит своеобразной подготовкой к школе.[/sociallocker]

4. Мягкая игрушка или кукла (детям 1-7 лет)

Каждый ребенок имеет свою любимую игрушку-друга. Чаще всего это небольшой плюшевый зверек, с которым малыш не расстается – гуляет, спит и даже ест. У девочек эту роль может сыграть кукла. Такая дружба между ребенком и его игрушкой очень полезна для его развития. Таким образом, формируются чувства ответственности, милосердия, заботы. Малыш ведет со своим игрушечным другом настоящий диалог, фантазирует условия игры, переносит в этот выдуманный мир то, чему его уже научили родители. Очень интересно понаблюдать за такой игрой. Родители очень четко могут увидеть, на что обратить особое внимание при воспитании их ребенка. К примеру, если малыш разыгрывает сцену где бьет свои игрушки или игрушки дерутся между собой – нужно сократить время перед телевизором, понять не страдает ли ребенок в семье на недостаток общения со взрослыми.

5. Посуда (детям 1-8 лет)

Очень важную роль в развитии ребенка играет детская посудка. Она подходит не только девочкам, как принято считать, но и мальчикам.

Еда в жизни человека занимает главное место. Ведь от культуры еды и здорового питания зависит качество нашей жизни. Ребенок подсознательно копирует поведение взрослых и в играх с посудой, все приобретенные знания закрепляются. Малыш кормит из ложечки мишку супом, накалывает на вилку картошку и дает зайцу, угощает куклу чаем на блюдечке. Все это очень важно не только для правильного психологического развития, но и для укрепления навыков мелкой моторики, развития логической мысли. Позже игры с посудой станут очень важным шагом к пониманию азов деления, добавления, вычисления. К примеру, в процессе игры возникает необходимость разделить одно яблоко между тремя «гостями» или сколько нужно добавить тарелочек, если к «обеду» позвать маму, папу и кошку.

6. Мяч (без ограничения по возрасту)

Мячики в игрушечном арсенале малыша должны быть самые разнообразные. Маленькие прыгуны для игр в комнате, побольше – чтобы было чем заняться на прогулке, большие надувные – для пляжных игр. Все они должны быть разных цветов и сделаны из разных материалов.

7. Конструктор (детям 1-6 лет)

Конструктор – очень хорошее изобретение для развивающей игры. Во время занятий с элементами конструктора, в голове ребенка происходят мощнейшие развивающие процессы. Годовалый ребенок может сортировать детальки по цвету или по форме. Двухлетка будет строить свои первые башенки, трехлетний малыш придумает, как с конструктора сделать стол и стул для мишки-папы и мишутки-ребенка. В 5-6 лет, дети разыгрывают настоящие истории, где конструктор превращается в ферму, космодром или пожарную часть.

8. Фигурки животных (детям 1-6 лет)

Такие фигурки одинаково интересны для годовалого ребенка и для школьника. С их помощью можно придумать очень много разных игровых сценариев: ферма, джунгли, подводный мир. Самые маленькие детки могут учиться различать фигуры животных, запоминать какие звуки они издают. А еще можно выучить, кто, где живет, сколько ног имеет и что любит кушать.

9. Авторские игры Б.П. Никитина (детям 1-6 лет)

Легендарный педагог и интеллектуал Борис Павлович Никитин внес неоцененный вклад в систему раннего развития детей дошкольного возраста. Его интеллектуальные изобретения впервые оценили в Германии, где начали открывать учебные заведения по его принципиальным засадам.

Борис Павлович предлагает очень простые игры по своей сути, но очень эффективные для раннего развития малыша. Игра «Сложи узор» развивает логическое мышление и аналитические способности ребенка, дает волю пространственному воображению, тренирует память. Игра «Сложи квадрат» чем то напоминает упражнения с узорами, но она более серьезная. Рекомендуется для деток от 3-х лет. Стимулирует развитие математических навыков мышления, развивает логику.

«Кубики для всех» — непростая игра для ребенка. Не каждый взрослый с первого раза поймет, какие правила игры. Этим кубики Никитина и важны для развития ребенка. Играя вместе с родителем, ребенок учится не пасовать перед трудными задачами. Игра развивает понятие объемной фигуры, учит абстрактному мышлению и нестандартным логическим решениям.

10. Азбука на магнитах (детям 3-7 лет)

Научить ребенка показывать правильную букву в книжке несложно. Но это еще не называется, что он умеет читать. Как показывает практика, наиболее удачным пособием для того, чтобы в игровой форме, научить малыша читать, является магнитная азбука. Каждую букву можно подержать, запомнить ее объемы, ощутить в руке. Зная названия этих букв, сложить первые «мама» и «папа» будет не только просто, но и очень интересно. Со временем с помощью магнитных букв можно оставлять смешные послания друг другу.
[/sociallocker]

НРАВИТСЯ? РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ:

http://mama-likes.ru