Довольно часто можно встретить ситуацию, когда при видимом отсутствии наследственной предрасположенности ребенок начинает вести себя неадекватно. Это говорит о том, что возможности его психики не справляются с внешними факторами.

Само понятие психического здоровья в научной среде появилось не так давно. С одной стороны, оно подразумевает адекватное выполнение человеком своих социальных, возрастных и культурных ролей, а с другой - должно позволять человеку непрерывно развиваться в течение всей его жизни.

Психическое здоровье детей зависит от различных факторов, поэтому родители должны внимательно следить за эмоциональным фоном ребенка и не подвергать его чрезмерным нагрузкам. Стрессоустойчивость зависит от типа нервной системы, а отдельные свойства темперамента могут быть если не источниками психических нарушений, то одними из существенных факторов риска.

Основные факторы, влияющие на психическое здоровье детей

Сама проблема сохранения психического здоровья детей связана в первую очередь с современным темпом жизни и резко возросшими информационными нагрузками. Кроме того, еще одним фактором, влияющим на психику, является стресс. Нестабильность политики, экономики и ценностных ориентаций находит свое отражение не только в нервозной обстановке дома, но и во многих телепередачах.

Психологический климат в семье является важным фактором формирования здоровой психики у ребенка. В большинстве случаев в дружной, наполненной любовью и вниманием, семье растут воспитанные, уверенные в себе и общительные дети. Кроме того, на психическое здоровье детей влияет и среда – сверстники в саду и школе, друзья во дворе и спортивных секциях. По мере взросления нагрузка на ребенка постепенно возрастает, и он нуждается в поддержке и понимании семьи даже больше, чем в раннем детстве.

Кроме того, к дисбалансу приводят и современные тенденции раннего обучения, и школьные перегрузки, так как при растущем рационализме и других внешних признаках взрослости сохраняется внутренняя социальная незрелость и инфантилизм.

Связь физического и психического здоровья детей

Психически здорового человека определяют, прежде всего, как человека веселого и жизнерадостного, спонтанного и творческого, открытого и познающего окружающий мир и себя не только разумом, но интуицией и чувствами. В основе такого отношения к себе и окружающему миру лежит гармония.

Согласно некоторым исследованиям психических характеристик долгожителей, они все обладают эмоциональным спокойствием и оптимизмом, самодостаточностью и умением адаптироваться к даже достаточно сложным жизненным обстоятельствам.

Таким образом, воспитывая ребенка необходимо понимать, что физическое и психическое здоровье детей нераздельно связаны между собой. И зачастую, невзирая на наследственные предпосылки и множество других негативных факторов, психическое здоровье является необходимым условием и для физического здоровья.

Специфика психического здоровья ребенка

По мнению И.В. Дубровиной, достаточно долго изучавшей этот вопрос, в основе психического здоровья лежит полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Таким образом, психическое здоровье ребенка отличается неразвитостью некоторых личностных новообразований, которые формируются в процессе взросления.

Именно поэтому ранний возраст особо значим для становления личности и психического здоровья детей. Поскольку в раннем детстве именно мать играет самую важную роль в жизни ребенка, необходимо понимать, что дефицит общения и внимания, вызванный любыми причинами (выход на работу, рождение второго ребенка), негативно скажется впоследствии на психическом здоровье малыша. С другой стороны, психологи отмечают, что слишком продолжительная опека также негативно сказывается на развитии и формировании необходимых для дальнейшей жизни знаний и навыков.

Также для психического здоровья детей и подростков немаловажную роль играет и отец, который является прообразом внешнего мира. Это особенно важно в моменты, когда по мере взросления уменьшается психологическая зависимость от матери.

Одним из факторов риска для психического здоровья детей и подростков являются конфликтные отношения между родителями или неполная семья. Психологи отмечают, что в этом случае у ребенка могут возникнуть различные нарушениям половой идентификации, а также возможны изменения в поведении – от боязливости, покорности и робости до агрессивности и конфликтности.

В дошкольном периоде важную роль играют детские учреждения, в которых закладываются навыки общения со взрослыми людьми. К выбору детского дошкольного учреждения нужно подходить с особым вниманием, поскольку в зависимости от того, насколько хороший контакт будет между ребенком и воспитателями, зависит и состояние его психического здоровья. С одной стороны, работа с большим количеством детей способствует тому, что ребенок становится более самостоятельным, с другой - если ребенок не будет чувствовать себя защищенным, это может вызвать развитие тревожности и психосоматизации.

Психическое здоровье ребенка также зависит и от того, как у него складываются отношения со сверстниками. В случаях, если ему не удается установить дружеские отношения, это может привести к внутреннему конфликту, что вызовет эмоциональный дискомфорт и торможение в формировании личности.

Психологи советуют придерживаться некоторых простых рекомендаций, которые сохранят не только психическое здоровье ребенка, но и помогут избежать сложностей семейной жизни:

  • Не следует ставить перед ребенком невыполнимых задач. Завышенные требования в учебе или достижении спортивных успехов могут привести к тому, что вместо удовольствия и радости от учебы он будет испытывать постоянный стресс и тревогу;
  • При возникновении трудностей с усвоением нового материала в школе вместо скандалов и острой критики, предпочтительнее искать совместные решения. Это может быть помощь, как репетитора, так и психолога;
  • Для психического здоровья ребенка очень важно беседовать с ним на темы, которые ему интересны. Кроме того, нужно, невзирая на занятость, ежедневно проявлять интерес к отношениям с друзьями, событиям в детском саду или школе;
  • Родителям необходимо стараться избегать выяснения отношений в присутствии ребенка, а во время общения с ним – соблюдать спокойствие и равновесие;
  • В зависимости от возраста нужно ограничивать время проведения ребенком перед телевизором и компьютером. Бесконтрольный просмотр многих передач и фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию, негативно сказывается на эмоциональном фоне и может спровоцировать развитие усталости и неадекватного поведения.

Без сомнения, даже самые комфортные условия не гарантируют того, что состояние физического и психического здоровья детей будет идеальным. Каждый ребенок по своему уникален, как и строение его психики, поэтому иногда даже в полной и дружной семье вырастают неуверенные в себе и нуждающиеся в психологической помощи дети.

http://pigulka.ru

Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими, влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.

Эксперты ВОЗ (1979) определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Помочь ребенку осознать свои эмоции


Прежде чем ребенок научится контролировать свои эмоции, он должен научиться их осознавать и определять (отличать друг от друга). Для этого детям необходимо научиться свои эмоции проговаривать и обсуждать. Эта задача особенно сложна для подростков, так как их возможности словесного общения ограничены по сравнению с возможностями взрослых. Так, получив отрицательную оценку, наблюдая, как другой ребенок становится любимчиком учителя после долгого ожидания, неоправдать ожидания своих родителей, став участником конфликтной ситуации в семье между родителями и т.п. - ребенок может не знать, как ему выразить неудачу, отказ, недовольство, обиду или усталость и может разозлиться.
Родителям вполне по силам помочь ребенку, объяснив, что им понятны его чувства, предложить поговорить о них и дать совет, как поступить в той или иной ситуации. К примеру, если ребенок разозлился, когда его попросили помыть посуду, родители могут сказать: "У тебя, наверное, был трудный день, ведь ты всегда так рад помочь с мытьем посуды. С тобой трудно разговаривать, когда ты злишься. Я чем-то обидел тебя?" Такой подход поможет ребенку вступить в разговор о его чувствах и, возможно, выяснить, что его беспокоит.
Родители должны внимательно выслушать ребенка и выяснить все причины, из-за которых у него возникло такое эмоциональное состояние. Они могут захотеть вернуться к этой теме, показав через некоторое время, что она им все еще интересна. В будущем это также поможет ребенку не стесняться и всегда обращаться со своими проблемами к родителям.
Помощь, оказанная ребенку в обсуждении его чувств, может способствовать тому, что в дальнейшем ему будет намного легче решать различные проблемы. Такое обучение не только содействует лучшему управлению своими эмоциями, но и поможет в будущем устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми.

Помочь ребенку контролировать и управлять эмоциями


Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребенок будет лучше справляться с ними. Подростки не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Для родителей очень важно научить своих детей как-то контролировать свои эмоции.
Важно найти ребенку какое-то занятие, которое отвлекло бы его от мучительных переживаний. Заблуждение взрослых, что подросток, испытывает удовольствие, когда "треплет другим нервы". Дети очень страдают от своих переживаний, так как не могут и не знают, как от них освободиться. А не могут потому что их никто не научил этому.
Однако надо помнить, что контроль над чувствами еще не означает их отрицания или смягчения. Правильнее сказать, что контроль над чувствами должен не позволить им доминировать в мыслях и поведении. Если ребенок поймет, что чувства естественны, но в то же время и проходящи, и что ими можно управлять своими мыслями и поведением, он приобретет необходимые интуицию и внутреннюю силу.

Помочь ребенку выражать свои эмоции


Дети готовы демонстрировать свои эмоции родителям, другим членам семьи и друзьям. Спорный вопрос состоит не в том, показывать ли чувства, а в том, как это делать. У детей есть выбор. Ребенок, который, к примеру, злиться на приятеля, может кричать и злиться на родителей. Альтернативой может стать угрюмое поведение в следующие несколько дней. Наиболее конструктивный поступок в этой ситуации - прийти к приятелю и объяснить, как он себя чувствует, или освободиться от напряжения с помощью какой-нибудь полезной физической нагрузки, например, бега или велосипедной прогулки. Но чтобы знать о путях выхода из положения и использовать их, детям нужен совет и понимание родителей.
У каждого человека свои способы справиться с собой, и родителям может быть сложно повлиять на то, как их ребенок выражает свои эмоции. Родители должны бороться с искушением переделать ребенка по своему образцу, им не могут ожидать что способ подавления эмоций у ребенка будет совпадать с их собственным. Исследуя вместе с ребенком различные варианты поведения, родители помогают сохранить ему свое собственное лицо, самоуважение и помогают лучше контролировать себя. Требования, чтобы ребенок "был мужчиной" или "вел себя, как леди", может оказаться несовместимым с его уровнем развития и темпераментом и только усложнит существующую проблему.
Когда родители перестают подгонять детей под определенные рамки, когда они внимательно прислушиваются к проявлениям и словам ребенка, они обнаруживают, что дети, когда они спокойны, удивительно открыты для самооценки, и, очевидно открыты для осознания возможности изменения способа выражения своих эмоций. Когда дети верят в то, что родители действительно слышат и понимают их чувства, даже самые болезненные проблемы становятся разрешимыми. Родители должны проявлять такт и спокойствие, давая возможность детям выражать свои чувства и заботы.

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности.

Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.

Детство – это время перемен. Психическое и физическое развитие ребенка на каждой возрастной ступени развития отличается от другой ступени частотой и тяжестью тех или иных проблем. Надо понимать и то, что каждая возрастная ступень в развитии ваших детей имеет нормальные и индивидуальные различия.

http://liceum9.ru

Здоровье — это особый дар, который дается человеку от рождения, причем далеко не всем. О необходимости беречь свое здоровье знают все, но мало кто знает о том, что здоровье, как состояние, выходит за рамки физического состояния.

Сущность психического здоровья

Психическое здоровье — важная составляющая общего здоровья человека. Это обусловлено тем фактом, что все элементы организма взаимосвязаны друг с другом и находятся под постоянным контролем нервной системы. Именно по этой причине состояние психики человека оказывает влияние на деятельность всех систем организма, а их состояние сказывается на психике человека.

О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов:

  • отсутствие психических болезней;
  • развитие психики, соответствующее норме;
  • нормальное (благоприятное) общее состояние.

Для психики характерна связь между генетической (врожденной) программой и средой обитания. Норму психического здоровья определить очень сложно. Показатель нормы психического здоровья сугубо индивидуален, а границы его достаточно размыты. На самом деле очень трудно определить те факты, которые свидетельствуют о нарушении психического здоровья, так как большинство из них могут характеризовать эмоциональное восприятие окружающей действительности в здоровом состоянии.

Действительно, человек плачет по причине нормальной эмоциональной реакции на чужую или собственную боль; смеется по причине хорошего настроения. Но в отдельных случаях смех и плач могут характеризовать отклонения от нормы. Границы нормы и отклонений настолько нечеткие, что сама нервная система может иметь «пограничное состояние», когда нельзя говорить о здоровье, но и патологией назвать состояние также невозможно.

Особенно важно уметь наблюдать за состоянием психики. Причем необходимо контролировать состояние собственной психики и уметь анализировать психику близких людей, особенно детей. Одной из психических составляющих является состояние напряжения — усилия психики для выполнения того или иного вида деятельности.

У разных людей при выполнении одной и той же деятельности может происходить разный уровень напряжения, особенно заметно это у детей. Например, учебный процесс может вызвать у одного ребенка очень высокое напряжение, а другой практически не прилагает усилий. Соответственно, одному ребенку будет требоваться восстановительный период, а другому — нет.

Бесспорным фактом является то, что психическое здоровье — индивидуальное явление.

Важным вопросом для определения психического здоровья является выявление его критериев. По большому счету, один специалист не может определить состояние психического здоровья, для этого требуется группа экспертов в области психиатрии, неврологии, психологии и других смежных медицинских направлений.

Происходит это только после длительного детального обследования. Однако для текущей оценки собственного состояния или состояния психики родных и близких можно использовать простые приемы, доступные любому человеку.

Критерий 1: состояние сна

Человеческий организм устроен так, что нуждается в отдыхе, который обеспечивает нам полноценный сон. Именно во сне происходит полное восстановление сил организма, включая психические возможности. Если по каким-то причинам сон не обеспечивает полноценный отдых, то нужно ответить на вопрос, почему это происходит.

Неполноценный сон бывает по ряду причин:

  1. Неправильный режим дня, при котором продолжительность сна не соответствует потребностям организма. Считается, что человеку для восстановления сил требуется 8 часов сна, но при этом нужно делать поправку на индивидуальные особенности. Некоторым людям достаточно 6-7 часов в сутки (наука знает случаи, когда для полноценного отдыха требовалось 3 — 4 часа сна), а у других людей восстановление сил процесс более длительный и требует 9-10 часов. Особенно часто данное явление встречается у детей. Для поддержания психического здоровья нужно обеспечить свой организм полноценным ночным отдыхом.
  2. Мозг человека теряет возможность для полноценного отдыха. Другими словами, человек не может заснуть, или спит очень плохо. Данная проблема диагностируется как нарушение сна. В этом случае нужно провести обследование по выявлению причин нарушения сна. Важно при проблемах нарушения сна не заниматься самолечением, а обратиться к специалисту.

Помните, что отсутствие полноценного сна приводит к перенапряжению психики, что, в свою очередь, может перейти в психические расстройства.

Критерий 2: работоспособность

Умственная работоспособность характеризуется активным уровнем психических процессов: восприятие, память, мышление и др. Высокий уровень активности, и соответственно, работоспособности, характеризует высокий уровень психического здоровья. Снижение работоспособности приводит к неполноценному функционированию психических процессов, приводящему к ряду последствий: увеличение количества ошибок, вялость, апатия, снижение интереса к деятельности, отставание от темпа деятельности.

В свою очередь, психические отклонения от нормы приводят к вегетативным изменениям и соматическим расстройствам: учащение пульса, повышение давления, головные боли, некомфортные ощущения в области желудка или сердца и др. Снижение работоспособности является признаком многих психических расстройств и заболеваний, включая различные виды депрессивных состояний.

Снижение работоспособности может быть вызвано утомлением (однократной психической усталостью) или переутомлением (постоянное (хроническое) утомление). Низкую работоспособность лучше предотвратить, чем скорректировать.

Для создания условий нормальной работоспособности нужно:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха;
  2. Распределение нагрузки, посильной человеку.

Работоспособность человека зависит от индивидуальных особенностей. Склонность к усталости имеет свой уровень у каждого человека. Однако работоспособность можно и нужно развивать. Время физического и умственного труда нужно увеличивать постепенно, давая организму привыкнуть к нагрузке. Особенно важно это для детей. Неслучайно, ребенок, посещающий дошкольные образовательные учреждения, легче адаптируется к условиям обучения в школе.

На протяжении дошкольного периода его уровень работоспособности повышался средствами грамотной организации занятий от 10-15 минут в младшем возрасте, до 35 минут в подготовительной группе. Количество занятий также увеличивается из года в год, что позволяет встретить период школьного обучения полностью подготовленным.

Правила сохранения психического здоровья

  1. Соблюдайте режим труда и отдыха. Всегда находите возможность перерыва в полноценной и концентрированной деятельности. При невозможности отдыха находите возможность смены вида деятельности, что обеспечит отдых мозгу.
  2. Устраивайте себе выходные. Это время нужно использовать для смены видов деятельности.
  • Обеспечьте условия для полноценного сна. При признаках нарушения сна немедленно обратитесь за помощью к специалисту.
  1. Никогда не занимайтесь самолечением. Помните, что отдельные медицинские препараты и гомеопатические средства могут оказывать влияние на психику человека.
  2. Развивайте собственную работоспособность. Не делайте резких усилий, приводящих к переутомлению.
  3. Позаботьтесь об организации рабочего места. Нужно, чтобы оно было достаточно удобным и не вызывало раздражения.

Психическое и физическое здоровье — явления взаимосвязанные. Сохраняя свою психику, мы заботимся об организме в целом. Нужно внимательно относиться к своему состоянию и при малейших подозрениях на психический дискомфорт обратится к специалисту для помощи и консультации.

Похожие посты:

http://www.psyportal.net